Много амбиции, но мало амуниции. Или стратегия правильного поведения защитника в судебном разбирательстве
В Кодексе профессиональной этики адвоката прописаны главные и общепринятые правила поведения при занятии адвокатской деятельностью.
Правозащитникам предоставляется право руководствоваться нормами Общего кодекса правил для адвокатов стран Европейского Сообщества, потому что данный перечень правил не нарушает закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Кодекс является дополнением к правилам и условиям, предусмотренным законом "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".
При рассмотрении дела правозащитник должен способствовать суду в принятии обоснованного, справедливого решения либо в вынесении законного приговора. Ему необходимо активно участвовать в исследовании всех предоставленных доказательств, излагать доводы.
Согласно законодательству, адвокатам необходимо подчиняться каждому распоряжению председательствующего, а также беспрекословно придерживаться установленного порядка поведения. В связи с этим их поведение сказывается на престиже не только их самих, но и других членов сообщества. Поэтому каждому адвокату необходимо придерживаться профессиональной этики, демонстрируя достоинство и честь всего адвокатского корпуса.
Но как же быть, когда главные и общепринятые правила соблюдены, условия профессиональной этики адвоката не нарушены, а достичь максимального результата не получается? Рассмотрим некоторые тактические ошибки защитников по правовым вопросам.
Как известно, свобода выражения мнения адвоката в зале суда не безгранична и определенные интересы, как-то: авторитет судебной системы, достаточно важны, чтобы оправдать ее ограничение.
Порой в практике встречаются юристы, для которых судебное заседание — это повод устроить самопрезентацию. Они много и долго выступают по любому вопросу, упиваясь красноречием. При этом весьма ранимы и чувствительны к любым действиям и высказываниям, которые могут задеть их высокую самооценку. Свои доводы могут подкрепить апелляцией к собственному опыту или научным заслугам. Много говорят о себе, о своих достижениях, о том, как на прежних должностях давали указания следователям или прокурорам. Есть ли в данном случае нарушение профессиональной этики? Безусловно нет, однако и сомнительна оказываемая помощь своему доверителю, хотя зачастую, в силу отсутствия познаний в области права, последний и восхищается заслугами своего защитника.
Любая юридическая профессия неотделима от нравственного поведения. Профессиональное поведение юриста и его личные качества – безусловно две стороны одной медали, не отделимые друг от друга, однако не стоит забывать об одной из главных обязанностей адвоката: честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы своего доверителя, всеми, не запрещенными законодательством Российской Федерации средствами, защищать интересы последнего.
Бывает, что юристы в процессе начинают излагать историю издалека, затрагивая обстоятельства, не имеющие юридического значения, и на попытку судьи вернуть их к сути дела реагируют возмущением, а это влечет затягивание процесса, создает напряжение между участниками и как следствие, вызывает раздражение председательствующего.
Сюда же можно отнести и процесс подачи подряд десятков ходатайств, не относящихся к сути процесса, отводы судей по несколько заявлений за процесс и так далее. При этом сам юрист уже в большинстве случаев заранее понимает, какое ходатайство удовлетворят, а какое нет.
Необходимо четко понимать, что есть пределы «допустимой активности» адвоката в «спорах» с участниками процесса, председательствующим, даже в том случае, если имеет место необъективность к стороне защиты. Эскалация конфликта в любом случае является неприемлемой мерой, поскольку в целях обеспечения законности в сфере правосудия существуют вполне доступные способы.
Председательствующий руководит судебным заседанием и ответственность за ведение судопроизводства, как и за принятие судебного акта, возлагается на него, а не на участников процесса. Добиваться исправления судебных ошибок нужно посредством регулярной фиксации их в ходе рассмотрения дела и в последующем детальном обжаловании в суд вышестоящей инстанции. Конструктивно, четко, профессионально, по существу. Конфликтное поведение никогда не идет на пользу ни делу, ни клиенту. Даже если адвокату не нравится то, что происходит в процессе, он обязан сохранить чувство такта и ровное поведение. Всегда следует помнить, что претензий всегда меньше там, где каждый должным образом исполняет свои профессиональные обязанности и с уважением относится к другому.
Также хочется отметить, что статья 57 ГПК РФ, свидетельствует о том, что суд оказывает содействие в сборе тех документов, которые сами стороны собрать не в состоянии. В связи с чем, до обращения в суд, добросовестный адвокат добрую половину документов может собрать самостоятельно. К праву защитника собирать доказательства по делу отсылает и статья 86 УПК РФ.
Располагая профессиональным опытом, достаточными познаниями в области юриспруденции, а также имея в своем арсенале все необходимые правовые рычаги для защиты своего подзащитного, адвокату следует поставить себя так, чтобы участники судебного разбирательства чувствовали: адвокат — это полюс силы в процессе. А сила — это спокойствие, выдержка и уверенность в себе, которую может дать только наличие правильно выбранной стратегии.
Подводя итог, хочется отметить, что работать без ошибок невозможно, равно как и то, что ошибки адвокатов могут дорого стоить их клиентам.
В словах «право», «правда» и «справедливость» один корень, а защитить Ваши интересы помогут только квалифицированные специалисты и профессионалы своего дела, не допускающие стратегических просчетов.
Адвокат Райхман К. С.
ЦКА НСО
8-903-939-00-44